Евгений Рысс "Шестеро вышли в путь".
Россия, 1926 год. Сирота, 16 лет, после смерти бабки оставшийся без близких и средств к существованию, едет из Пскова в Пудож к единственному родственнику - своему дяде. Общий фон - массовая бедность, голод (на чем выделяются отдельные богачи-непманы). Пудожские обитатели ездят на сезонные работы; в ч., на том же пароходе, на котором главный герой едет в Пудож, возвращаются с заработков пудожские мужики. Одного из этих мужиков, Савкина новый хозяин жизни Катайков подначивает "на корову заработал, а сам без сапог". После нескольких таких подначек Савкин просаживает весь свой заработок (полгода работы), и готов чуть ли не топиться. А заработок составляет 30 рублей.
Однако чуть позже главного героя его новые друзья устраивают на работу помощником к библиотекарю, и сразу же в качестве задатка он получает 12 рублей. Не знаю, каковы были тогдашние цены (единственно - указано, что цена бутылки водки неизвестного объема рубль шестьдесят), но, по-моему, чего-то тут автор недодумал, если бы библиотекарь мог столько платить, вряд ли у него могла быть проблема с кадрами.
А вообще повесть приятная, какая-то ностальгическая романтика. В этой связи подумалось: наверное, самое плохое, что принес 91-й год - он отнял у нас наше прошлое, сделал всю Россию сборищем людей из ниоткуда. Да, это прошлое было в какой-то части придуманным, точнее даже - "вычищеным", неполным, ну а у кого, у какого народа это иначе? Сейчас элита пытается придумать новое прошлое, но делает это с изяществом слона в посудной лавке, настолько бездарно, что, увы, затея эта обречена с самого начала. Тут, видимо, помимо кадровой политики нынешней власти (единственная цель - любой ценой пристраивать своих) сказывается еще и следующее обстоятельство: в отличие от естественных наук, где Россия всегда была сильна, ибо такова была политика, общественные серьезным делом не считались. Сейчас же мы по большей части проедаем во всех смыслах советское наследие, нового не создается, потому-то общественные (в т.ч. экономические) у нас "науки", а не науки.